Знаменательные и памятные даты Чувашии
Текущая дата:
6 мая 2024 г.



21 лет назад открылся Монумент Матери (09.05.2003).
В апреле 2002 г. был освящен закладной камень на месте строительства монумента Матери.
Монумент Матери – произведение монументального искусства начала 21 в. Создан по инициативе и под непосредственным руководством Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова творческой группой в составе скульптора В.П. Нагорнова, научного консультанта А.А. Трофимова, архитекторов В.Н. Филатова, Ю.М. Новоселова, А.Б. Орешникова. Монумент высотой 46 м установлен на западном берегу Чебоксарского залива, открыт 9 мая 2003 г. Отличается стройным силуэтом, гармоничным единением 16-метровой фигуры Матери и 25-метрового пьедестала-постамента. Основанием для Монумента служит стилобат высотой 5 м. Органично воплотив их в одно целое, авторы добились синтеза скульптуры и архитектуры, достигли неразрывного слияния пластической формы, художественного образа и идейного содержания изображения в его философском осмыслении, звучании и восприятии. На стилобате размещены мраморные лестницы-каскады с фонтанами, придающими архитектурно-скульптурному ансамблю особую эмоциональную приподнятость. Стилобат сооружен на холме высотой 12 м.

Монумент Матери – произведение монументального искусства начала 21 в. Создан по инициативе и под непосредственным руководством Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова творческой группой в составе скульптора В.П. Нагорнова, научного консультанта А.А. Трофимова, архитекторов В.Н. Филатова, Ю.М. Новоселова, А.Б. Орешникова. Монумент высотой 46 м установлен на западном берегу Чебоксарского залива, открыт 9 мая 2003 г. Отличается стройным силуэтом, гармоничным единением 16-метровой фигуры Матери и 25-метрового пьедестала-постамента. Основанием для Монумента служит стилобат высотой 5 м. Органично воплотив их в одно целое, авторы добились синтеза скульптуры и архитектуры, достигли неразрывного слияния пластической формы, художественного образа и идейного содержания изображения в его философском осмыслении, звучании и восприятии. На стилобате размещены мраморные лестницы-каскады с фонтанами, придающими архитектурно-скульптурному ансамблю особую эмоциональную приподнятость. Стилобат сооружен на холме высотой 12 м.
Главной идейно-содержательной частью является фигура Матери. Ее обобщенно-собирательный и монументализированный образ выполнен из меди в технике литья и выколотки. Основой для пластического решения образа стали очертания женской фигуры в чувашском орнаментальном искусстве. Образ Матери, связывающий воедино многовековую духовно-историческую память народа, ассоциируется с понятием вечности. Распростертые руки женщины в национальном одеянии приподняты до уровня плеч. Раскрытые ладони поданы вперед. Такой жест для чувашской женщины-матери не является обыденно-повседневным, он характерен для особо торжественных и одновременно восторженных встреч дорогих, близких и долгожданных людей. Этот жест-символ связан также с покровительством: защищая свой народ, историю и землю, Мать покровительствует многонациональному населению республики, что является главным в ее образе.
Фигура Матери установлена на высоком постаменте, выполненном из светлого железобетона в виде усеченного конуса с тремя овально завершающимися нишами. Форма постамента выражает космогонические представления древних о модели мироздания. Ниши, ритмично чередующиеся на постаменте, своими овальными вершинами символизируют очертания Небосвода. Конусообразная форма постамента на уровне 2/3 высоты опоясана слегка выступающей декоративной лентой из меди, орнаментированной звездами – чувашскими знаками огня. На фоне ниш лента перебивается объемными орнаментами – знаками Солнца. Введенные в структуру Монумента Матери элементы государственной символики, традиционного орнамента и украшений костюма придали ему ярко выраженный национальный характер.
Монумент Матери стал достопримечательностью и визитной карточкой не только столицы республики, но и всей Чувашии.

Библиография:
1) Кувайская, О. Анне монуменчӗ - 5-мӗш вырӑнта / О. Кувайская // Тантӑш. - 2012. - 22 чӳк (№ 47). - С. 4.
2) Сарри, М. Аслӑ Ама : [Анне палӑкӗ пирки] / М. Сарри // Хыпар. - 2003. - 5 утӑ.
3) Антонов, И. Всенародный поклон Матери / И. Антонов // Советская Чувашия. - 2003. - 13 мая. - См. текст
4) Викторов, Ю. В. Монумент Матери / Ю. В. Викторов // Чувашская энциклопедия. - Чебоксары, 2009. - Т. 3 : М-Се. - С. 130-132. - См. текст
5) Жители Чувашии получили материнское благословение // Почтовый экспресс. - 2003. - 21- 27 мая.
6) Монумент Мать-Покровительница // Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. - Чебоксары, 2012. - [Вып. 12]. - С. 55.
7) Монумент на косогоре // Труд-7. - 2002. - 25 апр. - С. 13.
8) Мордвинова, А. Символ нравственных ценностей / А. Мордвинова // Советская Чувашия. - 2003. - 14 авг.
9) Посвящается матери // Чебоксарские новости. - 2003. - 28 мая.
10) Пять самых монументальных женщин : [о скульптурных памятниках г. Чебоксары] // Выбирай соблазны большого города. Чебоксары. - 2010. - № 6 (21). - С. 8 : цв. ил.
11) С кого же такую лепили? : [женские образы, воплощенные в монументах, памятниках, скульптурах Чувашии] // Моя Империя. - 2013. - № 2 (Март). - С. 38-39 : цв. ил.
12) Сымкин, П. Монумент Матери-Покровительнице / П. Сымкин // Российская газета - 2002. - 24 мая. - С. 22.
13) Титова, Н. Скульптура с чувашским характером / Н. Титова // Чебоксарские новости. - 2010. - 20 июля. - С. 8.
14) Чекменева, О. Монумент матери - сердце Чувашии / О. Чекменева // Чебоксарские новости. - 2003. - 13 мая.
См. также:
Монумент Матери
Выступление Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова во время церемонии открытия монумента Матери-Покровительницы. Чебоксары. 9 мая 2003 г.
Памятники и скульптурные композиции г. Чебоксары: фотоальбом

Подробнее